Главная arrow Соискателю arrow Как подготовиться к собеседованию. 3 важнейших шага
Как подготовиться к собеседованию. 3 важнейших шага Версия для печати Отправить на e-mail

Шаг 1: Встречают по одежке

«У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление», - сказал кто-то из мудрых людей. Все имеет значение: одежда, прическа, ногти, запах, жесты, мимика, энергия, которую Вы излучаете, уверенность в себе.

Уделите немного больше времени себе утром в день собеседования. Аккуратный внешний вид - ваши волосы должны быть хорошо уложены и выглядеть опрятно, туфли должны блестеть, брюки - быть отглаженными, ногти - чистыми. Тело не должно иметь неприятного запаха: пот, сигареты, алкоголь, духи, лосьоны для бритья. Одежда - чистая, хорошо сидящая, старайтесь избегать откровенной, излишне открытой одежды.

По поводу одежды, рекомендуемой для собеседования: лучше выглядеть нейтрально. То есть "деловой стиль" - строгий фасон, неброские цвета. Мужчинам проще: рабочий костюм с галстуком - вещь универсальная. Женщинам тоже можно рекомендовать костюм или рабочее платье. Если вам хочется себя украсить, сделайте это корректно: небольшая брошка или нарядная блузка под пиджак. Не слишком короткая юбка, даже если вы предпочитаете мини и ваши ноги того стоят. И вообще, избегайте экстравагантности. Ваша одежда должна демонстрировать "единство стиля", цельность личности.

Шаг 2: Спокойствие, только спокойствие!

Приходите как минимум за 15 или 20 минут до собеседования. Заранее побеспокойтесь о том, чтобы точно знать, в какое место прийти. Оставьте себе время на отдых, ориентацию в обстановке.

Выясните, кто именно будет проводить собеседование. Здороваясь с людьми, крепко пожмите им руки и обращайтесь по имени. Садитесь так, как учила вас ваша бабушка. Постарайтесь выглядеть расслабленными, но не сутультесь.

Отвечайте на трудные для вас вопросы спокойно и уверенно. Еще о языке тела. Не бойтесь смотреть собеседнику в глаза. Но и не сверлите его взглядом.

Избегайте "защитных" поз (скрещенные руки, ноги). Помните, что ваша цель собеседования не в том, чтобы любой ценой получить именно эту работу. Цель - получить и передать информацию, достаточную для принятия решения, удовлетворяющего и вас, и работодателя.

Шаг 3: Готовим ответы на вопросы

Вопросы, которые обсуждаются на собеседовании, весьма разнообразны, но существует определенный круг вопросов, который может быть задан с большей степенью вероятности. И чем лучше Вы подготовитесь к этим вопросам, тем естественнее и убедительнее Вы будете выглядеть на собеседовании.

Расскажите немного о себе.

Можно посоветовать не слишком увлекаться формальными биографическими данными и в то же время не вдаваться особенно в детали. Постарайтесь заострить внимание на своем опыте, квалификации, показать свою заинтересованность в получении именно этой работы.

Почему вы выбрали работу именно в нашей организации?

Здесь вам пригодится та информация об организации, которую вы заранее нашли. Если вы устраиваетесь в крупную компанию, подчеркните, что вам важны надежность и стабильность, вас привлекает работа в сильной команде профессионалов, а также возможность применить весь накопленный вами опыт (если он есть) и потенциал. Если вы претендуете на должность в небольшой организации, вы можете подчеркнуть, что хотели бы работать в динамично развивающейся компании, где можно проявить себя, ставить новые цели и задачи и достигать их.

Каковы ваши сильные и слабые стороны?

Что касается сильных сторон, выделяйте те свои качества, которые важны для позиции, на которую претендуете. Например, для специалиста в области продаж это могут быть энергичность, энтузиазм, умение добиваться своих целей.

Что касается слабых сторон, то здесь не надо пытаться предстать этакой Мэри Поппинс — Леди Совершенство и говорить, что у вас таковых нет. Умение осознать свои слабости и — главное — бороться с ними очень ценится. Однако и выкладывать все, как на исповеди, тоже не стоит. Многие специалисты по подбору персонала советуют называть в качестве слабых мест те качества, которые не важны для данной позиции. Западные HRы чаще советуют излагать свои недостатки таким образом, чтобы это звучало как продолжение ваших достоинств. Например, в качестве своего недостатка вы можете указать то, что вы действительно очень любите свою работу и часто засиживаетесь в офисе допоздна.

Почему вы ушли с предыдущего места работы?/ Почему хотите сменить место работы?

Если вы ушли с предыдущей работы из-за конфликта (с начальством или коллективом), не стоит упоминать об этом: работодатель, скорее всего, решит, что вы неуживчивый человек, а лишние проблемы ему в коллективе ни к чему. Западные HRы традиционно советуют представлять ситуацию в выгодном для себя свете. Например, достойным ответом на подобный вопрос, с точки зрения специалистов британского портала http://www.monster.co.uk/, будет: «Я поставил(а) несколько целей для своей карьеры, но, к сожалению, в моей нынешней компании нет возможностей для дальнейшего продвижения. Поэтому я начал изучать возможные варианты прежде, чем я начну тратить слишком много времени на работу, где нет возможности для карьерного роста. Моя цель — продолжать профессионально расти, чтобы стать сильным кандидатом на рынке». Такой ответ, с точки зрения британских специалистов по кадрам, демонстрирует умение планировать и ставить цели (важные качества, например, для специалистов, занимающихся продажами). «Так как вы занимаете активную позицию, у вас есть возможность лучше для себя вести переговоры. Какие-то отрицательные моменты, ситуации, выходящие из-под контроля, бывают у всех, однако планирование дает вам больше возможностей управлять своим будущим», — говорят британские специалисты.

На какую зарплату вы рассчитываете?

Постарайтесь уклониться от прямого ответа на этот вопрос. Скажите, что вам нужно получить больше информации о предполагаемой работе, прежде чем начинать обсуждать зарплату. Предложите вернуться к этому вопросу позже или спросите работодателя, какая заработная плата предполагается для этой позиции в фирме. Если же работодатель настаивает, то лучше назвать цифру чуть выше среднерыночной (конечно, для этого надо заранее провести исследование и узнать, какова среднерыночная зарплата для этой позиции) или верхнюю и нижнюю границы.

Каковы ваши достижения на предыдущей работе?

Выделите самое важное, расскажите о новых методах, которые вы привнесли в работу, какой положительный эффект это повлекло (где возможно, приведите цифры). Если, например, вы предложили провести конкурс для покупателей, что позволило увеличить продажи на несколько процентов, опишите сам конкурс, его идею, каким образом он проводился. Подчеркивайте именно вашу роль в проекте.

Каким вы видите свое будущее через 3 (5, 10) лет?

Плохим ответом будет сказать, что не загадываете настолько далеко и не представляете себе таких отдаленных перспектив: работодатель может решить, что вы безынициативны и всегда плывете по течению. Лучше рассказать о планируемом профессиональном росте (в этой организации), можно также упомянуть о личных целях, которые вы хотите достичь.

Есть ли у вас какие-нибудь вопросы?

Обязательно задавайте вопросы! Это продемонстрирует потенциальному работодателю вашу заинтересованность в получении места. Можете спросить о деталях будущей работы, чего ждут от человека, который займет вакансию. Западные эйчары предлагают задавать глобальные вопросы, касающиеся развития компании, например: что, по вашему мнению, выделяет ваш продукт среди конкурентов? Каковы будущие направления развития компании? Есть ли у компании разработанный пятилетний план развития и т.п.

Не будьте слишком многословны, отвечайте по существу. Посоветуем вам также избегать стандартных формулировок и штампов, вроде: «мне нравится работать с людьми», «я очень инициативный ответственный работник» (или, по крайней мере, подтверждайте это красноречивыми примерами). Помните, что кадровики тоже читают (да и пишут) специальные статьи о собеседованиях и знают эти формулировки наизусть.

В конце собеседования обязательно поинтересуйтесь тем, как вы узнаете о результатах, в течение какого времени. Постарайтесь договориться о том, чтобы самому позвонить.

    И еще несколько советов:
  1. Постарайтесь как можно больше узнать об организации, в которую идете, и о характере и задачах предполагаемой работы.
  2. Имейте при себе экземпляр резюме, а также копии дипломов, свидетельств и других документов, подтверждающих вашу квалификацию.
  3. Будьте готовы назвать фамилии и телефоны рекомендующих вас лиц, предварительно согласовав это с ними.
  4. Точно узнайте месторасположение организации и рассчитайте время на дорогу, чтобы не опоздать.
  5. Позаботьтесь о том, чтобы располагать достаточным временем и не нервничать, если собеседование затягивается.
  6. Составьте список ожидаемых вопросов и подготовьтесь отвечать на них.
  7. Ответы на наиболее вероятные вопросы отработайте особенно тщательно. Целесообразно подготовить ответы так, как актеры репетируют свои роли.
  8. Специально подготовьтесь к обсуждению вопроса об оплате труда.
  9. Заготовьте вопросы, которые вы задаете сами. Для многих интервьюеров вопросы, которые вы задаете, не менее важны, чем ваши ответы.

< Предыдущее   Следующее >